Когда у детей созревает кишечник

Особенности органов пищеварения у детей

У новорожденных детей желудочно-кишечный тракт приспособлен для переваривания и усвоения материнского молока. Пищевод к рождению уже сформирован. Вход в пищевод расположен на уровне VI—VII позвонков. Пищевод короткий, а анатомические сужения пищевода выражены слабо. Чем меньше ребенок, тем хуже развит кардиальный сфинктер, который находится выше уровня диафрагмы. Только к 8 годам формируется кардиальный отдел как у взрослого человека — ниже диафрагмы. Поэтому дети первых месяцев жизни часто срыгивают пищу. У них не сформирована и мышечная часть пищевода, она созревает позже, что связано с приемом более густой пищи.

Желудок у детей раннего возраста приспособлен для приема женского молока. Его вместимость после рождения быстро увеличивается: приблизительно с 10 мл в первый день жизни до 40—50 мл к 4-м суткам жизни и до 80 мл к 10-му дню. В дальнейшем его объем каждый месяц увеличивается на 25 мл. На этом основании

П. Ф. Филатов предложил формулу для подсчета объема разового питания грудных детей:

V — 30 мл + 30 мл * n, где n — количество месяцев жизни ребенка.

К концу 1-го года жизни объем желудка увеличивается до 250 мл, к 3 годам — до 400—600, к 10-15 годам — до 1300-1500 мл.

Пилорический отдел желудка у детей первых месяцев жизни функционально развит хорошо, а при недостаточно развитой кардии это также способствует срыгиванию и рвоте. Поэтому для предотвращения срыгиваний детей укладывают в постель с высоко поднятым головным концом или укладывают на живот.

Слизистая оболочка желудка у детей относительно толстая. С возрастом постепенно происходит нарастание количества желудочных ямок, в которые открываются отверстия желудочных желез.

Функциональный эпителий желудка (главные и обкладочные клетки) у ребенка развивается с возрастом по мере нарастания энтерального питания. К взрослому состоянию количество желудочных желез увеличивается в 25 раз по сравнению с периодом новорожденности.

У новорожденного длина всего кишечника по отношению к длине тела больше, чем у детей старшего возраста и взрослых. Соотношение длины кишечника и длины тела у новорожденных составляет 8,3:1; на первом году жизни 7,6:1; в 16 лет 6,6:1; у взрослых 5,4:1.

Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2 — 2,8 м. В перерасчете на 1 кг массы у ребенка приходится 1 м тонкой кишки, а у взрослого всего 10 см. Связано это с приспособлением ребенка к лактотрофному питанию, когда пищеварение в основном пристеночное.

Площадь внутренней поверхности тонкой кишки у детей на первой неделе жизни составляет примерно 85 см 2 (40—144 см 2 ), а у взрослых — 3,3*103 см 2 . Площадь поверхности нарастает за счет развития функционального эпителия и микроворсин, которые увеличивают площадь тонкой кишки в 20 раз. Площадь поверхности тонкой кишки уменьшается от проксимальной (головной части) к дистальной (удаленной от головной части) части кишечника. Тонкая кишка делится на три отдела. Первый — это двенадцатиперстная кишка (duodenum). Ее длина у новорожденного 7,5—10 см, у взрослого — 24—30 см. Двенадцатиперстная кишка имеет ряд сфинктеров (жомов). Первый сфинктер — бульбодуоденальный, второй — медиодуоденальный (Капанджи) и третий — Окенера. Главная функция сфинктеров — создавать области пониженного давления, где проходит контакт пищи с ферментами поджелудочной железы. Затем идут второй и третий отделы — тощая и подвздошная кишки. Тощая кишка занимает приблизительно 2/5 длины кишки от duodenum до илеоцекальной заслонки, а подвздошная — остальные 3/5.

В тонкой кишке происходят переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов. Слизистая оболочка кишки очень тонкая, богато васкуляризованная, клетки эпителия быстро обновляются. Круговые складки вначале обнаруживаются только в начале тонкой кишки, с возрастом они появляются и в дистальных отделах.

Кишечные железы у детей более крупные, чем у взрослых. Лимфоидная ткань и ее ростки разбросаны по всему кишечнику. Только с возрастом начинают образовываться пейеровы бляшки. В тонкой кишке детей хорошо развита лимфатическая система.

Толстая кишка состоит из отделов и развивается после рождения. Так, ленты (tenia coli) у новорожденных плохо выражены, гаустры отсутствуют до 6 месяцев. Нет полного заполнения толстой кишки правой подвздошной области. У детей до 4 лет восходящая ободочная кишка по своей длине больше нисходящей. Только после 4 лет строение толстой кишки такое же, как у взрослых.

Слепая кишка у детей располагается выше правой подвздошной ямки, поэтому восходящее колено толстой кишки у детей часто неразвито. Брыжейка этого органа подвижна. Только к концу первого года заканчивается формирование слепой кишки. Аппендикс у детей относительно длинный, расположен выше, чем у взрослых, в нем нет сфинктеров, плохо развит мышечный слой. Лимфоузлы в аппендиксе созревают только к 10—14 годам.

Ободочная кишка у детей в виде обода огибает петли тонкой кишки. Восходящая ее часть у новорожденных короткая. После года размеры ее увеличиваются.

Далее идет поперечная часть толстой кишки. К году ее длина равна 23—28 см, к 10 годам она увеличивается до 35 см. Нисходящая часть более узкая, чем предыдущие отделы, с возрастом происходит ее рост в длину.

Сигмовидная, или S-образная, кишка у новорожденных длинная и подвижная. С возрастом ее рост продолжается. У детей раннего возраста она располагается в брюшной полости (из-за недоразвития малого таза), только с 5 лет она располагается в малом тазу.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки не развита, заднепроходные столбы и синусы не сформированы, плохо развита окружающая жировая клетчатка. Свое окончательное положение прямая кишка занимает к двум годам жизни. Поэтому у детей раннего возраста легко возникают выпадения слизистой оболочки прямой кишки, чему способствует плохо развитый мышечный слой прямой кишки.

У детей, как и у взрослых, сокоотделение в толстой кишке небольшое, но оно резко возрастает при механическом раздражении кишки. В толстой кишке, в основном, происходит всасывание воды и формируются каловые массы. Функционально все органы пищеварения взаимосвязаны.

Поджелудочная железа у новорожденных окончательно не сформирована ни анатомически, ни функционально. В процессе роста увеличиваются ее размеры, повышается активность выделяемых ферментов, развивается экзокринная функция.

Печень у новорожденного — один из самых крупных органов. У детей раннего возраста она занимает 1/3—1/2 объема брюшной полости. С возрастом относительные размеры печени еще более увеличиваются. Так, к 11 месяцам происходит удвоение ее массы, к 2—3 годам она утраивается, к 7—8 годам увеличивается в 5 раз, к 16—17 годам — в 10 раз, к 20—30 годам в 13 раз. В связи с большими размерами у детей до 5—7 лет печень выходит из-под реберного края на 2—3 см. С 7 лет нижний край печени остается в пределах реберной дуги.

После рождения происходит дальнейшее формирование функциональной единицы печени — дольки печени. С возрастом она начинает напоминать ограниченный шестигранник.

Желчный пузырь у новорожденных обычно прикрыт печенью. Поэтому его пальпация невозможна. Основная функция — скопление и выделение печеночной желчи. По форме он обычно грушевидный или цилиндрический, но может быть веретенообразным (S-образным). С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются. Меняется его функция — он начинает выделять желчь иного, чем в младшем возрасте, состава. Пузырный проток, сливаясь с печеночным протоком на уровне шейки желчного пузыря, образует общий желчный проток, длина которого с возрастом увеличивается.

Развитие и деятельность желудочно-кишечного тракта определяются в большей степени гормонами, образующимися в двенадцатиперстной кишке. Кроме того, они влияют на вегетативную нервную систему и эндокринный аппарат ребенка. В настоящее время описано более 20 гормонов желудочно-кишечного тракта.

Так, гастрин и энтероглюкагон способствуют развитию и дифференцировке слизистой оболочки, холецистокинин и панкреатический полипептид — развитию эндокринной функции поджелудочной железы. Имеется связь между гормональной активностью желудочно-кишечного тракта и гормональной активностью мозга, осуществляемой нейропептидами, которые участвуют в механизме запечатления и памяти.

Особенности пищеварения у детей

Новорожденный ребенок питается материнским молоком. Механизмы регуляции и функционирования лактотрофного питания включаются сразу после первого прикладывания ребенка к груди. Поскольку новорожденный начинает получать жидкую пищу, слюнные железы у него только начинают функционировать. С возрастом слюноотделительная и ферментообразующая функции слюнных желез начинают усиливаться. Так, слюноотделение у новорожденного натощак составляет 0,01—0,1 мл/мин, а при сосании — 0,4 мл/мин. Активность α-амилазы слюны у новорожденных низкая, но к 2 годам она достигает наивысшей активности. При грудном вскармливании ребенок получает большую часть ферментов из молока матери. Кроме α-лактазы в молоке содержится и липаза, которая расщепляет жир. В желудке грудного ребенка гидролизуется 1/3 женского молока. Остальные ферменты также содержатся в молоке и активируются в желудочно-кишечном тракте ребенка.

Ферментообразующая функция поджелудочной железы у детей раннего возраста низкая. Активности ее ферментов достаточно для расщепления материнского молока. Активность ферментов поджелудочной железы возрастает к 5—6 месяцам, т. е. к моменту введения прикорма. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то ферментативная активность поджелудочной железы возрастает быстрее, чем на естественном вскармливании, однако в дальнейшем это может вызывать угнетение ферментативной функции поджелудочной железы. К 4—5 годам активность всех ферментов желудочно-кишечного тракта повышается. Так, в желудке повышается активность пепсина, в тонкой кишке — ферментов поджелудочной железы: трипсина, химотрипсина, липазы, амилазы, фосфолипазы, кишечных ферментов, в том числе и дисахаридаз.

Печень у детей в возрастном аспекте включается в пищеварение постепенно, например выделение желчных кислот возрастает со временем. Поэтому чем меньше ребенок, тем больше в его кале жирных кислот, мылов, нейтрального жира.

С возрастом в кишечнике формируется и мембранное пищеварение. Внутриклеточное пищеварение лучше развито у маленьких детей (за счет пиноцитоза). С этим, в частности, связана большая частота аллергодерматозов у детей, вскармливаемых искусственно, что происходит за счет попадания в организм белка коровьего молока, который является аллергеном.

Для ребенка первых дней и недель жизни имеет значение происходящий в женском молоке аутолитический процесс, при котором питательные вещества гидролизуются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. Только постепенно, с введением прикорма включаются механизмы собственных ферментных систем.

У детей раннего возраста всасывание пищевых ингредиентов имеет особенности. Так, белок, особенно лактоглобулины, практически в неизмененном состоянии проникают в кровь. Казеиноген же сначала створаживается под влиянием фермента химозина (сычужного фермента) в желудке. Далее, в проксимальных отделах тонкой кишки, он начинает расщепляться до пептидов и аминокислот, которые активизируются и всасываются. Часть пептидов всасывается путем пиноцитоза. Поэтому при кормлении искусственными смесями у детей раннего возраста легко возникает сенсибилизация к коровьему молоку.

Переваривание жира также зависит от вида вскармливания. Женское молоко содержит жиры с короткой цепочкой (С12). В коровьем молоке в основном содержатся длинноцепочечные жиры, которые должны расщепляться не аутолитические, а за счет панкреатической липазы в присутствии желчных кислот. У детей липолитическая функция поджелудочной железы низкая.

Всасывание жира происходит в проксимальных и средних отделах тонкой кишки. Гидролиз молочного сахара (лактозы) у детей происходит в области щеточной каймы кишечного эпителия. В женском молоке содержится β-лактоза, а в коровьем — α-лактоза. Поэтому при искусственном вскармливании углеводный состав пищи меняется, и ребенок должен к этому приспосабливаться. До 30% детей имеют транзиторную лактазную недостаточность. С этим связано большое количество поносов на смесях, содержащих β-лактозу.

Всасывание витаминов происходит в тонкой кишке, но у ребенка в первые недели и месяцы жизни все отделы тонкой кишки принимают участие во всасывании пищевых ингредиентов. Только С возрастом происходит смещение всасывания, в основном к проксимальным отделам.

Исследование органов пищеварения

Анамнез заболевания органов пищеварения собирают со слов как ребенка, так и его родственников, ухаживающих за ним.

Первое, о чем спрашивают, есть ли боли в животе; и если ребенок их дифференцирует, то каков их характер — тупые или острые. Выясняют зависимость их появления от времени приема пищи, связь с дефекацией.

Следующий вопрос о локализации болей. Если дети раннего возраста не локализуют боли, то дети после 3—5 лет начинают локализовать боль. Боли в животе могут также быть и психогенными и связанными с заболеваниями почек.

Третий вопрос о характере болевого синдрома. Боли могут быть приступообразными, постоянными, колющими, тупыми, ноющими. У детей раннего возраста боли в животе могут проявляться общим беспокойством, при этом ребенок «сучит» ногами. Чаще всего это связано с усиленным газообразованием в кишечнике, поэтому после отхождения газов дети успокаиваются.

Читать еще:  Заболевание кишечника симптомы и лечение народными средствами

Боль является интегративной функцией организма, мобилизующей разнообразные функциональные системы для защиты от вредящего фактора.

Следующие симптомы, о которых расспрашивают больного ребенка или его родителей, — диспепсические: отрыжка и срыгивание, тошнота и рвота, изжога, снижение или повышение аппетита, икота. Затем узнают, есть ли поносы, запоры, неустойчивый стул (запоры сменяют поносы), метеоризм, урчание.

Исследования поджелудочной железы производят с целью изучения экзокринной и эндокринной функций. Для этого в панкреатическом соке изучают активность ферментов, объем секрета, бикарбонатную емкость. Наряду с этим изучают скорость гидролиза панкреатическими ферментами при помощи радиокапсул. Часто исследуют ферменты поджелудочной железы в крови.

Биохимическими методами исследуют содержание билирубина и его фракций, белковообразовательной функции печени.

Особенности пищеварения у детей

Всех молодых родителей крайне интересует абсолютно все, что связанно с детьми. В том числе и особенности органов пищеварения у детей. То, что пищеварительная система крох отличается от оной у взрослых людей, не вызывает никаких сомнений. А вот в чем именно эти различия? Именно это мы и попытаемся выяснить сегодня в данной статье.

А как все начиналось?

И давайте мы начнем разговор про особенности системы пищеварения у детей с самого начала, а именно – с момента имплантации яйцеклетки в слизистую оболочку матки. Ведь и на данном этапе развития питание плоду просто жизненно необходимо. Как только зародыш имплантировался в матку, он начинает питание секретом, который вырабатывается слизистой оболочкой матки.

Спустя примерно неделю зародыш начинает питаться содержимым желточного мешка. А уже примерно с середины второго месяца беременности питание крохи становится гемотрофным – то есть плод получает питательные вещества из организма матери, при помощи плаценты.

Однако и собственная пищеварительная система плода не остается в стороне – она принимает непосредственное участие в переработке таких питательных веществ, как белок, вода, глюкоза и прочих, получаемых им из материнского организма. Несмотря на то, что созревание системы пищеварения у плода происходит крайне быстро, на свет ребенок появляется с весьма существенной физиологической незрелостью слюнных желез, поджелудочной железы, печени и прочих органов, отвечающих за правильное пищеварение.

К счастью, природа крайне мудра. Она предусмотрела и это – первые несколько месяцев после появления крохи на свет единственным продуктом питания для него является материнское молоко. Материнское молоко не только без труда усваивается еще незрелой пищеварительной системой крохи, но и полностью удовлетворяет все его физиологические потребности. Кстати говоря, все это справедливо и в отношении искусственных молочных смесей. Хотя, конечно же, если есть возможность кормить кроху грудью, лучше отдать предпочтение материнскому молоку.

Слюнные железы

Анатомическое формирование слюнных желез крохи заканчивается к моменту появления на свет. Но секреторная функция слюнных желез еще далека от идеала. И начнут они полноценно функционировать только в 4 – 5 месяцев. Кстати говоря, активная выработка слюны, которая происходит у ребенка в этом возрасте, очень часто принимается родителями за сигнал о том, что у крохи начинают резаться зубки.

На самом же деле сильное слюнотечение у крохи обусловлено ярко выраженной незрелостью механизмов, регулирующих слюноотделение и заглатывание. Слюна играет очень важную роль в пищеварении крохи – первые несколько месяцев жизни она необходима для правильной герметизации ротика во время сосания. Кроме того, именно при помощи слюны образуются мелкие сгустки казеина – вещества, содержащегося в материнском молоке.

А уж в тот период, когда в рацион питания ребенка вводится первый прикорм, роль слюны просто невозможно переоценить. Она просто необходима для того, чтобы сформировался правильный пищевой комок. Если этого не будет происходить, то очень велика вероятность развития у малыша самых различных проблем с пищеварением.

Поджелудочная железа и печень

К моменту появления крохи на свет его поджелудочная железа еще относительно незрелая. Хотя с расщеплением тех легкоусвояемых питательных веществ, которые находятся в материнском молоке или искусственных молочных смесях, она справляется очень легко. Кстати говоря, в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, созревание поджелудочной железы происходит гораздо быстрее. У всех же остальных крох, которые кушают мамино молочко, окончательное созревание поджелудочной железы происходит в тот период, когда в их рацион питания начинают вводить прикорм.

Именно поджелудочная железа поставляет в двенадцатиперстную кишку сок, содержащий такие ферменты, как липаза, расщепляющая жиры, и трипсин, расщепляющий углеводы. Ну и, разумеется, именно поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, играющий огромную роль в регуляции углеводного обмена. В том случае, если инсулин продуцируется в недостаточном количестве, очень высока вероятность развития такого неприятного заболевания, как сахарный диабет.

Поджелудочная железа выделяет в двенадцатиперстную кишку панкреатический сок, который содержит ферменты: трипсин, переваривающий белки, липазу, расщепляющую жиры, амилазу, расщепляющую углеводы. Кроме того, поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, который является основным регулятором углеводного обмена. При недостаточной выработке инсулина развивается тяжелое заболевание — сахарный диабет.

Печень. Несмотря на тот факт, что размер печени новорожденного ребенка достаточно велик, до функциональной зрелости ей также еще далеко. Выделение тех желчных кислот, которые необходимы для переваривания твердой пищи, еще слишком мало. Оно начинается примерно в то же время, когда в рацион крохи вводится дополнительный прикорм.

На момент появления крохи на свет его печень примерно в два раза больше, чем у взрослого человека. Разумеется, в процентном соотношении к размерам тела. Но, как уже упоминалось выше, печень малыша еще весьма и весьма незрелая. Хотя, несмотря на это, печень успешно справляется со многими возложенными на нее функциями. Печень является настоящим складом многих питательных веществ, например жиры, гликоген, белки. И еще одна крайне важная функция печени – это антитоксическая. Именно печень является одним из основных «фильтров», которые выводят из организма человека все токсические вещества.

Несмотря на то, что объем желудка у новорожденного ребенка стремительно увеличивается, секреторная его функция крайне слаба. Полноценное его функционирование начинается примерно на 9 – 10 месяце жизни малыша. Да и анатомические и физиологические особенности желудка крохи весьма своеобразные. Дно желудка развито крайне слабо, как и весь мышечный слой. А вот вход в желудок у маленького ребенка еще достаточно широкий.

Именно совокупность всех этих трех факторов и приводит к тому, что маленькие дети очень часто срыгивают. Да и рвота у них тоже достаточно часто встречающееся явление. Хотя, разумеется, свою лепту вносит и заглатывание крохой воздуха во время сосания.

Слизистая оболочка желудка ребенка крайне нежна, изобилует кровеносными сосудами. Желудок ребенка имеет все те же железы, которые есть и у взрослых людей. И именно поэтому и в желудочном соке ребенка содержатся почти все «взрослые» составляющие, такие как сычужный фермент, пепсин, соляная кислота, липаза и многие – многие другие. Однако, разумеется, совершенно в ином процентном соотношении, чем у взрослых.

Так, например, сычужный фермент крайне важен для пищеварения ребенка – именно он вызывает створаживание молока. Кстати – женское молоко створаживается более медленно, чем коровье, на основании которого изготавливается большинство молочных смесей. После створаживания молока в дело вступает пепсин, который призван расщеплять белки молока. А расщепление жиров происходит под воздействием липазы.

Ротовая полость

Ротовая полость ребенка тоже имеет свои особенности, так или иначе связанные с сосанием молока. Сама ротовая полость у крохи еще очень мала – из-за низкого неба, пока что еще не имеющего свода. Язык у маленького ребенка широкий и короткий, с ярко выраженными сосочками. Кроме того, у ребенка крайне хорошо развиты жевательные мышцы.

Именно благодаря всему этому комплексу крохе удается очень плотно обхватывать сосок материнской груди. В его ротике создается отрицательное давление, благодаря чему молоко и попадает в ротовую полость малыша. Если кроха появился на свет доношенным, все сосательные и глотательные рефлексы у него развиты очень хорошо.

Слизистая оболочка полости рта у ребенка крайне богата кровеносными сосудами, но очень сухая. Помните, мы говорили о том, что слюна у малышей первых месяцев жизни еще не продуцируется в полном объеме. Вся потребляемая ребенком пища жидкая, поэтому никаких проблем не возникает.

Но тут стоит напомнить родителям о том, из-за повышенной сухости полости рта слизистая оболочка особо чувствительна. Поэтому необходимо относиться к ней с повышенным вниманием и осторожностью. Следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот грубые пеленки, игрушки. В противном случае на поверхности слизистой оболочки ребенка могут появиться потертости и ранки. Эти повреждения крайне болезненны и могут привести к тому, что ребенок не сможет высасывать необходимое ему количество молока.

В слюне ребенка, как, впрочем, и любого другого человека, содержатся различные ферменты, которые начинают расщеплять пищу еще в ротовой полости. Разумеется, речь сейчас идет уже о прикорме, а не о молоке.

Не меньшую роль в пищеварении играет и кишечник. У малышей кишечник компенсирует незрелость всех остальных органов пищеварительной системы. Ведь именно кишечник ребенка отвечает за мембранное пищеварение, столь актуальное для крохи, кушающего мамино молоко или молочную смесь. Именно в кишечнике происходит моментальное расщепление питательных веществ на составляющие. И уже из кишечника эти самые питательные вещества всасываются в кровь.

По мере того, как попавшая в желудок пища переваривается, под воздействием перистальтики кишечника она перемещается в кишечник. Первый ее этап – это двенадцатиперстная кишка, где под воздействием ферментов, продуцируемых поджелудочной железой и печенью, и происходит дальнейшее переваривание.

Покидая двенадцатиперстную кишку, пища попадает в иные отделы тонкого кишечника, где продолжает перевариваться уже под воздействием кишечных соков. Именно тут и завершается процесс переваривания пищи. Кстати говоря, длина кишечника у ребенка в два раза больше, чем у взрослого человека – он в шесть раз больше роста крохи.

У кишечника ребенка очень активная перистальтика – он совершает движения двух типов:

При помощи данного типа движений пища продвигается по различным отделам кишечника. Без этих движений нормальный процесс пищеварения просто невозможен.

При помощи маятникообразных движений происходит непосредственно сам процесс переваривания пищи, а также ее последующее всасывание в кровь человека – в данном случае ребенка.

В норме перистальтика кишечника у взрослого человека возникает под воздействием попавшей в него пищи. Однако у малышей перистальтика может возникать и усиливаться не только из-за механического воздействия пищи, но и под воздействием некоторых иных факторов: длительный плач ребенка, перегревание, излишняя физическая активность.

Слизистая оболочка кишечника ребенка крайне нежна и чувствительна, а ее стенки обладают исключительно высокой проницаемостью. Именно поэтому для маленького ребенка кишечные инфекции и токсины представляют особую опасность. Они очень быстро проникают через кишечную стенку в кровеносную систему, тем самым провоцируя развитие интоксикаций, подчас очень сильных. У маленьких детей самое обыкновенное пищевое отравление может обернуться такими тяжелыми последствиями, как сердечная недостаточность, менингит и прочими.

Микробы желудочно-кишечного тракта

Во время внутриутробного развития кишечник крохи абсолютно стерильный. Однако всего за несколько часов после рождения кишечник малыша заселяет огромное количество самых разнообразных бактерий. Они пропадают в организм ребенка через нос, рот, задний проход. Примерно на вторые сутки после рождения в испражнениях крохи можно найти огромное количество самых разнообразных бактерий. Причем ни в желудке, ни в верхних отделах кишечника бактерий практически нет. В основном они локализуются в толстом кишечнике и нижней части тонкой кишки.

То, какие именно микробы преобладают в кишечнике ребенка, зависит исключительно от характера вскармливания ребенка. В том случае, если ребенок питается материнским молоком, которое крайне богато углеводами, в кишечнике ребенка главным образом будут преобладать те бактерии, которые необходимы для брожения углеводов. Именно эта микрофлора и является физиологической для грудного ребенка.

В том же случае, если ребенок получает искусственные молочные смеси, изготовленные на основе коровьего молока, в его кишечнике его преобладает кишечная палочка. К сожалению, данная микрофлора кишечника для ребенка уже не является физиологической. И поэтому под влиянием неблагоприятных факторов они могут спровоцировать развитие различных кишечных заболеваний. Именно поэтому чаще всего кишечными расстройствами страдают именно те дети, которые находятся на искусственном вскармливании.

Читать еще:  Диета 3 при заболеваниях кишечника

Стул у детей

Нельзя обойти стороной и вопрос о стуле ребенка. Ведь в грудном возрасте испражнения малыша могут очень многое рассказать о его здоровье. В рамках физиологической нормы в первые сутки – двое после рождения у ребенка должен выделиться первородный кал – меконий. Меконий имеет вязкую маслянистую консистенцию и темно – зеленый свет.

Меконий не имеет никакого запаха и стерилен. Образуется он в кишечника малыша во время внутриутробного развития – из пищеварительных соков, проглоченных околоплодных вод и эпителия кишечника. Нормальные испражнения появляются примерно на третьи сутки. Состоят они в основном из остатков не переваренного крохой молока, пищеварительных соков, солей и бактерий.

У детей первых месяцев жизни стул бывает, как правило, два – три раза в сутки. Однако очень часто стул в первые четыре – пять недель жизни бывает гораздо чаще – 8 – 9 раз в сутки, порой даже имеет жидкую консистенцию. Конечно же, практически все мамы очень сильно пугаются, полагая, что кроха сильно заболел. Однако в том случае, если общее самочувствие ребенка никоим образом не страдает, малыш хорошо кушает и прибавляет в весе в рамках нормы, к подобному частому стулу не стоит относиться с повышенной тревожностью.

Разумеется, что сказать об этом врачу – педиатру все же необходимо. Однако в большинстве случаев подобное явление врачи связывают с недостаточно быстрой адаптацией крохи к пока еще новым для него условиям жизни вне материнского организма. Особенно часто подобное происходит у деток, которые поторопились родиться, либо родились ослабленными и с малой массой тела.

Однако бывает и обратная ситуация, в которой у деток, питающихся все тем же материнским молоком, стул бывает всего один раз в два – три дня. И объясняется это очень просто – материнское молоко переваривается очень хорошо. И усваивается практически полностью, а значит, и отходов практически не остается.

Кстати говоря, у тех малышей, которые питаются искусственными смесями, изготовленными на основе коровьего молока, испражнения имеют более темный цвет, густую консистенцию и более неприятный запах. По мере взросления ребенка стул становится все реже и реже. Однако, конечно же, до полной зрелости пищеварения еще очень далеко. Полностью созревание пищеварительного тракта заканчивается лишь к 15 – 16 годам. А до тех пор родителям придется все время учитывать особенности пищеварения у детей, составляя их меню.

Пищеварение ребенка – что нужно знать?

Почему возникают те или иные нарушения с пищеварением у грудничка? Чтобы своевременно их устранить, нужно знать о некоторых особенностях желудочно-кишечного тракта у грудных малышей.

Лариса Шумина
Врач-педиатр, Елизаветинский детский дом, г. Москва

Почти каждая молодая мама в первые месяцы жизни малыша сталкивается с такими явлениями, как кишечные колики, срыгивания, диарея (жидкий частый стул), запоры и метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике).

Чаще всего эти расстройства пищеварительной системы являются функциональными, и обусловлены общей незрелостью органов желудочно-кишечного тракта у ребенка к моменту рождения, низкой активностью пищеварительных ферментов, незрелостью нервной системы, нарушающей моторную функцию кишечника.

Грудное вскармливание – это естественный процесс, и природой задумано так, что незрелый к моменту рождения ребенка желудочно-кишечный тракт в течение первых месяцев жизни приспособлен главным образом к усвоению только грудного молока. Именно поэтому у деток, находящихся с рождения на грудном вскармливании намного реже отмечаются различные функциональные нарушения со стороны пищеварительной системы.

Пищеварение у ребенка до года: что нужно для комфортного сосания

Пищеварительная система ребенка начинается с полости рта, и строение полости рта имеет ряд анатомо-физиологических особенностей, которые обеспечивают максимальную приспособленность ротика ребенка для сосания и питания жидкой пищей. К ним относят:

  • хоботообразные губы с хорошо развитыми мышцами, благодаря чему ребенок плотно охватывает губами грудь мамы;
  • десневую мембрану – валикообразное утолщение на альвеолярных отростках верхней и нижней челюсти, что обеспечивает герметезацию ротовой полости малыша при сосании;
  • комочки Биша – плотные жировые образования между щечной мышцей и поверхностными мышцами лица, способствующие поддержанию отрицательного давления создаваемого в полости рта при сосании;
  • хорошо развитые мышцы языка, благодаря чему ребенок совершает волнообразные движения языком при сосании, создавая вакуум и способствуя выжиманию молока из соска;
  • для выжимания молока из соска мамы, ребенок перемещает нижнюю челюсть кпереди. Благодаря этому он охватывает сосок, делая ритмические движения спереди назад. Эти движения у грудных детей возможны из-за слабо выраженного суставного бугорка височно-челюстного сустава.

Для питания малышу важно не только сосать грудь мамы, но и свободно дышать во время кормления. Об этом природа тоже позаботилась: вследствие высокого расположения гортани у новорожденных детей надгортанник (подвижный хрящ, который прикрывает вход в трахею) находится несколько выше корня языка, что позволяет ребенку дышать и сосать грудь мамы одновременно.

На пути к желудку

Из ротовой полости пища по пищеводу попадает в желудок. Главной особенностью пищевода у детей грудного возраста является функциональная неполноценность сфинктера (мышечное кольцо), который отделяет внутреннее пространство желудка от пищевода. Это так называемый кардиальный сфинктер, состоящий из кольцевых мышечных волокон, которые в норме смыкаются после прохождения пищи из пищевода в желудок. Именно это не позволяет желудочному содержимому забрасываться обратно в пищевод. К моменту рождения ребенка кардиальный сфинктер слаб и недоразвит, в связи с чем происходит заброс желудочного содержимого в пищевод и ротовую полость, что проявляется срыгиваниями или рвотой.

Еще одним фактором, предрасполагающим к срыгиваниям, является то, что желудок у грудных деток расположен горизонтально, и принимает вертикальную форму, только когда малыш начинает ходить. Угол впадения пищевода в желудок (угол Гиса) у детей раннего возраста часто бывает тупым или приближается к 90°, что, в свою очередь, создает условия для заброса желудочного содержимого в нижний отдел пищевода.

Если срыгивания у грудничка возникают нечасто (1–2 раза в сутки), небольшим объемом (1–3 столовые ложки), при этом у малыша хороший аппетит и регулярный стул, то срыгиваниям можно не придавать особого значения, так как, скорее всего, они связаны с возрастными особенностями желудочно-кишечного тракта.

Часто и понемногу

Желудок малыша после рождения имеет относительно маленький размер. Так, физиологическая вместимость желудка у новорожденных равна 30–35 мл, к 3 месяцам увеличивается до 150 мл, к одному году до 200–250 мл. Зная анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы малыша, становится понятно, что желудок в первые месяцы жизни рассчитан на получение молока небольшими порциями, для чего идеальным является кормление малыша по требованию – режим питания, при котором интервалы между кормлениями и продолжительность сосания устанавливает сам ребенок. Если интервалы между кормлениями увеличиваются до 3 часов, то ребенку для насыщения требуется порция молока гораздо больше, чем он может усвоить, что ведет к перерастяжению стенок желудка и срыгиваниям.

Как переваривается пища в желудке?

Секреция желудочного сока и активность его ферментов в первые месяцы ребенка низкие. Так, в желудочном соке у новорожденных детей почти полностью отсутствует соляная кислота, вследствие этого кислотность желудочного сока очень низкая (поддерживается молочной кислотой) и достаточна только для переваривания и усвоения белков грудного молока.

В желудочном соке содержатся протеолитические ферменты (пепсин, гастриксин, сычужный фермент и липаза), участвующие в расщеплении белков и жиров молока. Расщепление жиров у деток, находящихся на грудном вскармливании, происходит значительно энергичнее, чем у малышей, питающихся молочными смесями, так как у первых этот процесс в желудке происходит не только за счет фермента липазы желудочного сока, но и за счет липазы женского молока.

Из-за того что питательные вещества, содержащиеся в грудном молоке, находятся в более простом для переваривания виде, грудное молоко быстрее и легче усваивается, чем молочная смесь. В связи с этим ребенок, находящийся на грудном вскармливании может прикладываться к груди так часто, как он этого хочет. А вот режим между кормлениями с перерывами в 3–3,5 часа рекомендуется соблюдать детям, находящимся на искусственном вскармливании, так как на переваривание белков, жиров и углеводов требуется большее количество времени.

Моторная деятельность желудка у детей первых месяцев жизни вялая, что связано с недостаточным развитием нейрогуморальных механизмов, и слабо развитым мышечным слоем стенки желудка.

Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от характера вскармливания. Так, женское молоко задерживается в желудке на 2 часа, молочная смесь на более длительное время – до 3–4 часов, и это необходимо учитывать при составлении режима питания малыша.

По мере освобождения желудка от пищи начинает повышаться возбудимость пищевых центров, т.е. тех участков мозга, которые регулируют работу органов пищеварения. У ребенка появляются сосательные движения. Возбуждение распространяется на другие участки мозга, что ведет к тому, что кроха просыпается и начинает двигаться и беспокоиться, а может и заплакать.

Пищеварение ребенка: в кишечнике

С поступлением пищи в тонкий кишечник, а именно в двенадцатиперстную кишку, начинается сложный процесс расщепления и всасывания пищевых веществ при совместном действии кишечного сока, желчи и секрета поджелудочной железы. Поджелудочная железа выделяет ферменты, необходимые для расщепления пищевых веществ: протеазы, расщепляющие белки, липазу, расщепляющую жиры, карбогидразы, расщепляющие углеводы. У грудничков из-за незрелости поджелудочной железы, эти ферменты выделяются в небольшом количестве, но с расщеплением легкоусвояемых питательных веществ, которые находятся в материнском молоке или молочной смеси, они справляются легко. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, созревание поджелудочной железы происходит быстрее, что связано с ее более интенсивной работой для расщепления белков молочной смеси. У деток, питающихся грудным молоком, созревание поджелудочной железы происходит в период введения прикорма.

Желчь играет большую роль в переваривании жиров, но так как желчи в печени у грудных детей выделяется мало, организм малышей плохо справляется с усвоением жирной пищи.

В тонком кишечнике вырабатывается фермент лактаза, расщепляющий лактозу (молочный сахар) на глюкозу и галактозу, которые хорошо всасываются в толстой кишке. При недостаточной активности лактазы, молочный сахар в нерасщепленном виде поступает в толстую кишку, где подвергается разложению, вызывая у ребенка различные расстройства пищеварения – повышенное газообразование (метеоризм) и понос (диарею).

Двигательная функция кишечника (моторика) складывается из маятникообразных движений, возникающих в тонкой кишке, за счет чего перемешивается ее содержимое, и перистальтических движений, продвигающих пищевой комок по направлению к толстой кишке.

Кишечник грудничка более длинный, чем у взрослых, и не обладает скоординированной работой мышц по продвижению пищи от желудка к прямой кишке. Поэтому у малышей часто могут возникать запоры и вздутия.

У грудных деток продолжительность прохождения пищевой кашицы по кишечнику составляет от 4 до 18 часов.

Стул ребенка в разные возрастные периоды меняется и зависит от вида вскармливания. Характерная особенность пищеварения новорожденных – наличие мекония – кала, образующегося в кишечнике плода. Он отходит в первые сутки после рождения малыша и имеет темно-зеленый цвет. Затем стул малыша становится коричневым, а после пятого дня жизни – золотисто-желтым. Кал грудного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, более светлой окраски, имеет плотную консистенцию (так как смесь усваивается хуже и отсюда чаще возникают запоры) и более резкий запах.

В норме у новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, стул бывает до 6–7 раз в день. Ребенок, получающий грудное молоко, может иметь стул столько раз в день, сколько его кормят. У ребенка на искусственном вскармливании это происходит обычно реже – примерно 2–3 раза в сутки. Замена грудного молока блюдами прикорма приводит к уменьшению частоты стула, и к году ребенок ходит «по-большому» 1–2 раза в день.

Защита не на высоте

Слизистая оболочка полости рта у малыша очень нежная и легко ранимая. Слюны вырабатывается мало, и слизистая полости рта увлажняется недостаточно. Сухость слизистой рта делает ее уязвимой для микротравм и инфицирования. Также низкую бактерицидную функцию слюны обеспечивает низкое содержание в слюне лизоцима и секреторного иммуноглобулина А.

Кто в кишечнике живет?

  • В момент рождения кишечник малыша стерилен, но уже с первых суток при поступлении в его пищеварительный тракт молозива он начинает заселяться полезными микроорганизмами. У здоровых деток, питающихся грудным молоком, флора кишечника достигает нормального уровня к концу второй недели жизни. При грудном вскармливании основной флорой являются бифидобактерии, росту которых способствует бета-лактоза женского молока.
  • После введения прикорма и при переводе на искусственное вскармливание в кишечнике начинает преобладать кишечная палочка, относящаяся к условно-патогенным бактериям. Нормальное пищеварение в кишечнике во многом определяется микрофлорой, которая играет огромную роль в процессах переваривания пищи. Бактерии кишечника усиливают гидролиз белков, подвергают брожению углеводы, омыляют жиры и растворяют клетчатку. В норме они способствуют ферментному перевариванию пищи, а также участвуют в образовании витаминов группы В и витамина К.
Читать еще:  Паразиты в толстом кишечнике человека

Задержка стула и запор: в чем разница?

Если малыш опорожняет кишечник один раз в несколько дней, при дефекации стул нормального объема и консистенции (кашица), ребенка ничего не беспокоит (он активен во время бодрствования, не плачет без причины, спит спокойно) – маме не стоит беспокоиться и принимать какие-то меры. В данном случае, скорее всего, речь идет о функциональном расстройстве кишечника и задержке стула у малыша. Истинный запор можно заподозрить, если у ребенка отмечается задержка опорожнения кишечника, отхождение малого количества кала повышенной твердости (стул как «козьи шарики») и болезненность при дефекации.

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста

ЖУРНАЛ «ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», сентябрь 2012, с. 12-16

Е.С. Кешишян, Е.К. Бердникова, А.И. Хавкин, ФГБУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития РФ

Общеизвестно, что функциональные кишечные дисфункции встречаются практически у 90% детей раннего возраста, с различной интенсивностью и длительностью и у большинства детей полностью купируются в возрасте 3–4 месяцев. Почему эта проблема вызывает особый интерес педиатров, неонатологов, гастроэнтерологов и, даже невропатологов? Как это ни странно, ведение таких детей вызывает большие сложности у специалистов, в связи с тем, что с одной стороны мало учитывается тот факт, что пищеварительная система ребенка наиболее сложно адаптируется к внеутробному существованию, с другой – влияние волнений родителей, которое заставляет в ряде случае врачей назначать неоправданно серьезные обследования и медикаментозные вмешательства. Однако, если «кишечные колики» возникают практически у всех детей раннего возраста, то они являются функциональным, в какой-то мере «условно» физиологическим состоянием периода адаптации и созревания желудочно-кишечного тракта грудного ребенка. [1].

«Созревание» желудочно-кишечного тракта заключается в несовершенстве моторной функции (определяет наличие срыгиваний и кишечных спазмов) и секреции (вариабельность активности желудочной, панкреатической и кишечной липазы, низкая активность пепсина, незрелость дисахаридаз, в частности лактазы), лежащие в основе метеоризма. Все это не связано с органическими причинами и не влияет на состояние здоровья ребенка[2]. Но, также, нельзя сбрасывать со счетов различные диетические версии: непереносимость белков коровьего молока у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ферментопатии, в то числе и лактазная недостаточность. Однако, в данной ситуации «кишечная колика» является лишь симптомом.

Проведенные нами сравнительные исследования длительности и тяжести функциональных кишечных колик у доношенных и недоношенных детей установили, что тяжесть и выраженность функциональных кишечных колик растет с увеличением гестационного возраста. В группе глубоко недоношенных детей (срок гестации 26–32 недели) проблема кишечных колик практически не существовала. Мы предполагаем, что это связано с глубокой незрелостью нервно-рефлекторной регуляции желудочно-кишечного тракта, в результате чего спазм кишечника не проявляется, хотя газообразование у этих детей повышено в связи с незрелостью ферментативной системы и удлинением периода заселения микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Замедлением перистальтики и склонностью к растяжению кишки без образования спазма можно объяснить частоту запоров у этих детей.

В то же время, у детей со сроком гестации более 34 недель интенсивность колик может быть достаточно выраженной, так как к этому сроку происходит в основном созревание нервно-мышечных взаимоотношений. Более того, установлено относительно более позднее время начала кишечных колик, соответствующее 6–10 неделям постнатальной жизни. (Но с учетом гестационнного возраста эти сроки не отличаются от таковых у доношенных детей – 43–45 нед. гестации). Продолжительность колик увеличена до 5–6 месяцев.

Колика – происходит от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Под ним понимают приступообразные боли в животе, вызывающее дискомфорт, чувство распирания или сдавливания в брюшной полости. Клинически кишечные колики у младенцев протекают также как и у взрослых – боли в животе, носящие спастический характер или связанные с повышенным газообразованием.

Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. В тяжелых случаях приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает сразу после дефекации. Приступы возникают во время или вскоре после кормления [6]. Несмотря на то, что приступы кишечных колик повторяются часто и представляют собой достаточно устрашающую картину для родителей, можно считать, что реально общее состояние ребенка не нарушено и в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, имеет хороший аппетит.

Основной вопрос, который необходимо решить для себя каждому врачу, наблюдающему детей раннего возраста: если приступы колик свойственны практически всем детям, можно ли назвать это патологией? Если нет, то мы должны заниматься не лечением, а симптоматической коррекцией этого состояния, отдавая основную роль физиологии развития и созревания [2].

Нами разработана определенная этапность действий при купировании этого состояния. Выделяются мероприятия для снятия острого болевого приступа кишечных колик и фоновая коррекция.

Первый очень важный этап – это проведение беседы с растерянными и напуганными родителями, объяснение им причин колик, того, что это не болезнь, объяснение как они протекают и когда должны закончиться. Снятие психологического напряжение, создание ауры уверенности также помогает уменьшить боль у ребенка и выполнить правильно все назначения педиатра. В последнее время появилось много работ доказывающих, что функциональные расстройства ЖКТ чаще встречаются у первенцев, долгожданных детей, детей пожилых родителей и в семьях с высоким уровнем жизни, т.е. там, где имеется высокий порог тревожности по поводу состояния здоровья ребенка. [6] Это обусловлено тем, что напуганные родители начинают «принимать меры», в результате чего эти расстройства закрепляются и усиливаются. Поэтому, во всех случаях функциональных расстройств деятельности ЖКТ лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, нормализацию образа жизни семьи и ребенка [2].

Необходимо выяснить, как питается мать и при сохранении разнообразия и полноценности питания, предложить ограничение жирных продуктов, и тех продуктов, которые вызывают метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза) и экстрактивных веществ (бульоны, приправы). Если мама не любит молоко и редко пила его до беременности или после него усиливался метеоризм, то лучше и сейчас заменить молоко кисломолочными продуктами.

В настоящее время в педиатрической практике очень распространенным стал диагноз: лактазная недостаточность, поставленный лишь на основании повышения углеводов кала. Однако, эти изменения указывают лишь на недостаточность переваривания углеводов в кишечнике. В настоящее время принято считать за норму количество углеводов менее 0,25%. Если этот показатель выше, считается, что у ребенка лактазная недостаточность, на основании чего назначаются коррекция питания, лечение и существенное ограничение рациона питания кормящей матери. Это не всегда верно[8]. В педиатрической практике часто встречаются практически здоровые дети, у которых показатель углеводов значительно выше. В катамнезе, показатели углеводов приходят в норму к 6–8 месяцам жизни без каких-либо корригирующих мероприятий. В связи с этим, приоритетным фактором, определяющим тактику ведения таких детей, следует считать клиническую картину и состояние ребенка (прежде всего, физическое развитие, синдром диареи и болевой абдоминальный синдром) [9].

Если у мамы достаточно грудного молока, вряд ли врач имеет моральное право ограничить естественное вскармливание и предложить матери смесь, пусть даже и лечебную.

Если ребенок находится на смешанном и искусственном вскармливании, то можно изменить питания, например, исключить наличие в смеси животных жиров, кисломолочной составляющей, с учетом очень индивидуальной реакцией ребенка на кисломолочные бактерии.

В фоновой коррекции целесообразно использование фитопрепаратов ветрогонного и мягкого спазмолитического действия: фенхеля, кориандра, цветков ромашки.

Во-вторых, это физические методы: традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно с согнутыми в коленных суставах ножках, на теплой грелке или пеленке, полезен массаж области живота.

Если для ребенка характерны колики, возникающие после кормления, то они в большей степени связаны в повышенным газообразованием в процессе переваривания питания. И здесь незаменимыми и эффективными могут стать препараты на основе симетикона, например препарат Саб Симплекс.

Препарат обладает ветрогонным действием, затрудняет образование и способствует разрушению газовых пузырьков в питательной взвеси и слизи ЖКТ. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться стенками кишечника или выводится из организма благодаря перистальтике; Саб Симплекс разрушает пузырьки газа в кишечнике, не всасывается в кровоток и после прохождения через ЖКТ в неизмененном виде выводится из организма. В зависимости от интенсивности приступа и времени возникновения Саб Симплекс дается малышу до или после кормления, индивидуально подбираются дозы (от 10 до 20 капель). Однако, исходя из механизма действия, препараты симитикона вряд ли могут служить средством профилактики колик. Он способствует выведению газов, благодаря чему уменьшается давление на стенки кишечника и это способствует уменьшению боли. Эффективность препарата зависит также от времени возникновения колики, если боль возникает в момент кормления, то стоит дать препарат во время кормления. Если после кормления – то в момент их возникновения. Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, то эффект будет замечательный. Если в генезе преимущественно играет роль нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, то эффект будет значительно меньше. Препарат Саб Симплекс имеет ряд преимуществ, которые завоевали ему устойчивое доверие со стороны родителей. Это, прежде всего легкость дозирования (капли) и вкусовые ощущения. Саб Симплекс вкусен ребенку и приятное вкусовое ощущение для многих младенцев является прекрасным «отвлекающим» средством – почувствовав новое и приятное вкусовое ощущение ребенок, до этого неистово кричащий, внезапно успокаивается и «чмокает» языком. Этого времени может быть достаточно для того, чтобы препарат проник в желудок и тонкую кишку и начался процесс газопоглощения. Кроме того, с учетом того, что во флаконе имеется 50 доз препарата, то одного флакона хватает более, чем на 10 дней, что также удобно для родителей и снижает цену одной дозы. Все это делает препарат Саб Симплекс во многих домах, где есть дети первых месяцев жизни незаменимым и основным средством, облегчающим жизнь семьи. Следующий этап – пассаж газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином. Дети, у которых имеется незрелость или патология со стороны нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик. При отсутствии положительного эффекта – назначаются прокинетики и спазмолитические препараты Идея «степовой» или пошаговой терапии такова, что мы шаг за шагом пытаемся облегчить состояние ребенка. Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных. Использование специальных методов обследования применяется только в случае отсутствия реального эффекта от коррекционных мероприятий с учетом естественной физиологической динамики интенсивности колик. Ведь колики начинаются на 2–3 недели жизни, достигают апогея по своей интенсивности и частоте к возрасту 1.5–2-х месяцев, затем начинают уменьшаться и заканчиваются к возрасту 3-х месяцев. Остается спорным целесообразность включения в комплекс коррекции болевого синдрома при кишечных коликах ферментов и биопрепаратов, хотя в большинстве случаев в первые месяцы жизни имеется замедленное формирование микробиоценоза кишечника. В любом случае, при решении о назначении биопрепаратов, лучше использовать эубиотики, а не пытаться «коррегировать» диссоциации микроорганизмов, выявляемые по анализу на дисбактериоз! Таким образом, предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию состояния у подавляющего числа детей, и лишь при отсутствии эффективности назначать дорогостоящее обследование и лечение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector